• Что сегодня на обед?

    Что сегодня на обед?

  • Мастерам и мастерицам

    Мастерам и мастерицам

  • Дети и родители

    Дети и родители

  • Праздники и подарки

    Праздники и подарки

  • Танцуют все!

    Танцуют все!

  • Очевидное и невероятное

    Очевидное и невероятное

  • Дом и семья

    Дом и семья

  • В здоровом теле здоровый дух

    В здоровом теле здоровый дух

  • Города и страны

    Города и страны

  • Мода, образ, стиль

    Мода, образ, стиль

Главное меню сайта

Последние комментарии

стихи Ксекнии Некрасовой, Ксения Некрасова поэтесса, портрет Ксении НекрасовойЧто мне, красавицы, ваши роскошные тряпки,

ваша изысканность, ваши духи и белье? -

Ксеня Некрасова в жалкой соломенной шляпке

В стихотворение медленно входит мое.

Я. Смеляков

Крепкая хамоватая торговка в стразах, разряженная безвкусно жена купца, мажор на папиной машине с мигалкой, церковно-светски-торгово-управленческая стихия... Москва - образы практически бесконечны, ассоциаций с личностями еще больше. Булгаковские дворики, рыбаковский Арбат, скрипка Ойстраха в Московской консерватории, аккорды гитары Высоцкого, пименовские стройки... А, стоп. В череде московских портретов взгляд споткнется об один, явно не принадлежащий к блистательному культурному сообществу, можно даже подумать, что попал он сюда по недомыслию или ошибке. Но...

Но без этой женщины литературную Москву предвоенную и послевоенную представить себе не могли. Ее знали все - и всем она была чужой, странным, диковинным зверьком, попавшим в плен городского асфальта и каменных стен. Ксения Блаженная, Юродивая, идиотка - именования нелестные, но определения отношения к ней четкие. Впрочем, поэта Ксению Некрасову гораздо чаще звали Ксюшей. Просто Ксюшей. Будто по древней московско-русской традиции, когда пророков и юродивых знали по именам и бежали глазеть на них в ожидании чуда.

И Ксюша это чудо являла - свои стихи, дошедшие до нас в ничтожно малом количестве, без дат, подписей, восстановленные по мемуарам современников. Один прижизненный сборничек в 32 страницы, один подготовленный при жизни, но вышедший в печать спустя некоторое время после смерти Некрасовой, долгое забвение и переиздание в семидесятых тиражом всего в 17 тысяч экземпляров, немного строк в литературных журналах - вот и все наследие. В девяностых уже прошлого века интерес к Блаженной Ксении возник, поднял на своих волнах издание стихов и публикацию материалов и снова угас, подобно отступившему прибою.

Мои стихи
иль я сама —
одно и то же, —
только форма разная...

А между тем Анна Ахматова говорила, что знала только двух женщин-поэтов - Некрасову и Цветаеву. Восторженно отзывался о ее стихах Асеев. Роберт Фальк писал ее портреты. Михаил Светлов помнил наизусть строки ксюшиных стихотворений и мечтал хотя бы наполовину видеть так же, как видела она. Было время, когда стихи ее переписывали и передавали друг другу, в литературных кругах громко говорили о грядущей славе, маститые авторы рекомендовали ее в Союз писателей...

Было время, когда она ходила в обносках и развалившихся башмаках, обедала у знакомых, ночевала в гардеробе Дома писателей, у друзей, а то и на вокзалах. И тем удивительнее, что было это время - одно. Никогда ничего не имевшая женщина с судьбой не трагической, а печальной - и именно потому, что не видела трагедии в бедственном своем положении, а писала светло и радостно, любовалась жизнью, в самом незначительном видела красоту.

Было скрипачу семнадцать весен.  
И, касаясь воздуха смычком,  
юноша дорогой струн  
выводил весну  
навстречу людям.  
И была весна изумлена,  
что пред нею -  
тоненькой и ломкой -  
люди, умудренные делами,  
затаив дыхание, сидят,  
что глаза у них  
от звуков потеплели,  
губы стали ярче и добрей  
и большие руки на коленях,  
словно думы,  
в тишине лежат.  
Ксения Некрасова поэтесса, портрет Ксении НекрасовойБиографией Некрасовой никто не занимался. Даже собранные Львом Рубинштейном свидетельства о жизни поэтессы обрывочны, скудны, противоречивы и напоминают байки. Впрочем, литературная Москва и знала свою Ксюшу по байкам - не злым анекдотам, а историям о юродивой, пронизанным человеческой тягой к любым уродствам.

Творчество ее не было ни понятным, ни простым, как впоследствии писали немногочисленные исследователи. Оно было совершенно иным - для любого времени. Кто-то назвал ее поэзию авангардной, но она ни в чем не опережала эстетику и идеи своего времени. Она шла своей тропинкой в литературе, раскрашенной яркими цветами, естественными образами и крестьянской напевностью.

Для кухни

Принесут с базара
Поникшие и умирающие фрукты
И молоко усталое
С дороги
И грустную
Капусту и морковь
И все это раз двадцать
Переварят
И перепарят
Еще раз выварят
Поджарят
И в печку с соусом
Поставят преть
И руки потные
Те соусы мешают
И чады дымные
Столпятся над плитой
И духота и зной
Над кушаньем витают

Однокурсники по Литературному Институту одевали ее по завершении занятий и провожали домой, воспринимая милой чудачкой. Да она и была такой - а как иначе можно назвать женщину, уверяющую окружающих в своей принадлежности к царскому роду? Впрочем, Ксюша искренне заверяла слушателей, что является и дочерью Григория Распутина. Считала поэтов родными людьми, и чем больше ей нравились стихи, тем ближе ей были авторы.

И к таким “близким” она без смущения приходила в дом, невзирая на занятость членов семьи или обстоятельства, читала стихи, просила накормить. Люди перестали удивляться и принимали Некрасову как есть, помогали, чем могли, слушали, участвовали в судьбе. Ее не гнали - эта московская патриархальная жалость с нотками брезгливости не позволяла даже не признающим ее творчество закрывать перед нею двери.

Когда приходит горькая печаль

Кому мне исповедь держать
— Богу
— В бога я не верю
— Друзьям
— Но нету друга у меня
— А людям?
— Что ж люди
Изверилась я в них
Мучительно описывать себя
И в думах проходить
Уж пройденную землю
Мой материк
Что исчислен годами
И за спиной остался
В тридцать лет.
Там юность робкая живет
Побитая житейскими камнями
Она еще доверчиво глядит
На пальцы грязные
что камни подымали.

Война превратила милую чудачку в действительно глубоко больную женщину. Новорожденный сын умер, по бытовавшей версии - был убит прямо на руках у матери во время бомбежки поезда с эвакуировавшимися из Москвы. Муж вскоре сошел с ума, его так и не смогли вылечить. Хотя это могло быть и выдумано для придания фигуре Ксении Некрасовой трагичного колорита.

По всей видимости, в дом Анны Ахматовой в эвакуации в Ташкенте Ксюша пришла именно так, как приходила к “родным и близким” - уверенная, что здесь и должна быть. Непосредственная простушка, влюбленная в мир и уверенная во взаимности? У Ахматовой жила долго, писала стихи, которые Анна оценила высоко, стала известной в среде эвакуированных интеллигентов... Именно интеллигенция, от которой прежде яростно открещивался Гумилев, и создала мнение о стихах Некрасовой, как о “графоманской писанине”, а в устах критика Зелинского - и вовсе о “кискином бреде”.

Вот проходит мимо  

женщина  
под рябью...  
Голова седая,  
а лицо как стебель,  
а глаза как серый  
тучегонный ветер...  
- Здравствуйте, поэт, -  
сказала я учтиво.  

Ксения Некрасова поэтесса, портрет Ксении НекрасовойЦелью ее жизни стал Союз писателей, и с заявлениями на принятие она обращалась с настойчивостью, граничащей с манией. Да и, надо сказать, видела в этом единственный способ выжить - работать после перенесенной болезни не могла, да и не умела ничего, кроме стихов и нелепых смешных поделок. И не думала ни о чем, кроме своего творчества.

Современники вспоминают, что писала она постоянно: на обрывках бумаги, обертках, конвертах, декламировала без записи, на ходу подбирая строки и слова. Постоянно редактировала собственные произведения, иногда даже на протяжении многих лет, меняя их в соответствии с новыми ощущениями, событиями, взглядами. Ксения жила в своем творчестве, своим творчеством, ради творчества - и не хотела и не могла ничего иного. Признание права на профессиональную поэтическую деятельность давало средства к существованию и комнату - но в этом ей было всегда отказано, и она продолжала настойчиво обивать пороги со стопочкой страниц, перепечатанных за чужие деньги.

Как мне писать мои стихи?

Бумаги лист так мал.
А судьбы разрослись
в надширие небес.
Как уместить на четвертушке небо? 

Пожалуй, точнее всех отношение к Ксении Некрасовой в литературных кругах выразила Маргарита Алигер, с восхищением отозвавшись о ее творчестве и проронив: «Это совсем разное: стихи и их автор. Я с ней общаться не умею. Не получается как-то… Все-таки она… — идиотка!». А идиотка в тот момент стояла рядом, ничуть не обидевшись, и, кажется, даже не услышав слов о себе - только о собственных стихах. И благодарила горячо...

Я сижу перед белой бумагой

и слова из нержавеющего сплава,
словно глину,
мну в черновиках.
Свечка оплыла и поседела,
над окном звезда сгорела:
Чья-то дружба
с жизнью порвалась.

Но все же блаженной Некрасова не была. Жизнерадостной, светлой, неискушенной - да. Верящей в себя, в свой талант, в силу своего слова - безусловно. С наивностью, граничащей с безумием, заявляла о себе, как о поэте, стоящем “выше Ахматовой”. Да она просто была естественной, непосредственной, чуждой светскости, приличиям, нормам и правилам. Считала себя великой - и говорила об этом с гордостью. Обращалась к Сталину с просьбой о помощи, именуя его “мой Саваоф”. Не считаясь с желаниями и реакцией других, читала вслух свои стихи, например, на выставке Глазунова.

Инфантильность - не глупость, причитания (а именно так определяли слушатели стиль декламаций Ксении) - не от малообразованности. Писала же она всесильному Поскребышеву с горечью о том, что не желает Союз писателей признавать ее вольный белый стих поэзией, считают маститые поэты и прозаики ее произведения непонятными массам: “Что ж, по мысли редакторов, что десятки лет в креслах сиднем сидят, советские люди, создающие точнейшие в мире машины, и аппараты, понимающие атомную физику, в искусстве помелом крестятся, а щи лаптем хлебают и не поймут белого стиха, которым ещё в Киевской Руси "Слово о полку Игореве" написано”.

На русской земле

Большинство жителей — талантливых
Или смекалистых.
А мрачных с синими мыслями —
Встречала я среди интеллигенции,
А у простого народа синих мыслей не бывает

Фотография: Усения Некрасова поэтесса с сыном КирюшейНе вняли, не услышали. Наполова назовет их слепыми. Евтушенко - бесплодными. Но все будет уже после того, как Блаженная Ксения замолчит навсегда. Так и не дождавшись признания, получив последний отказ от Союза писателей, она умрет в возрасте 46 лет на лестнице - перед только что полученной, первой за всю московскую жизнь (за 23 года!) своей жилплощадью.

Впервые у нее и маленького сына Кирюши мог быть свой дом, а не чужие раскладушки и постеленные на пол матрасы. Но не сложилось: появилась лишь урна с прахом в колумбарии с эмалевым овалом, несущим несколько ее строк, маленький сборничек “А земля прекрасна!” с некрологом Николая Глазкова и обещания литературной элиты не забыть сына ребенка “великой юродивой”. Забыли сразу же. Впрочем...

Остались строки. И из них складывается образ Ксюши Некрасовой куда более ярким, чем по воспоминаниям. Слуцкий:

И вот, моложе дубовой рощицы,

И вот, стариннее
дубовой сохи,
Ксюша голосом
сельской пророчицы
Запричитала свои стихи.

Евтушенко:

Что ей от нас было, собственно, надо?
Доброй улыбки,
стакан лимонада,
да чтоб стихи хоть немножко печатали,
и чтобы приняли Ксюшу в писатели...
Мы лимонада ей, в общем, давали,
ну а вот доброй улыбки -
едва ли,
даже давали ей малые прибыли,
только в писатели Ксюшу не приняли,
ибо блюстители наши моральные
определили -
она ненормальная...
Люди,
нормальные до отвращения,
вы -
ненормальные от рождения.
Вам ли понять, что, исполнена мужества,
Ксюша была беременна музыкой?

Николай Глазков:

Ксения Некрасова, она
в саже вся, как чурка из чувала,
днем пришла, стихи наколдовала
и доколдовала дотемна,
ведь не выгонять же, на ночь глядя,
я и постелил ей на полу.
Ночью будит: “Коля, Христа ради,
дай мне ваты, тряпочку, иглу
с нитками”. “Вон тряпка в том углу,
вата в окнах, а в шкафу на полке,
кажется, есть нитки и иголки”.
Сколько на меня свалилось бед,
спать хочу и ей о том толкую,
но опять послышалось чуть свет:
“Коля, Коля, погляди, какую
куколку я сшила”.

Да. Остались еще портреты работы Роберта Фалька и Ильи Глазунова. На них - некрасивая, рыхлая, немолодая женщина. Простоватая, деревенская, несчастного или испуганного вида. Трудно поверить, что она видела больше, чем утонченные эстеты, чувствовала шире, писала ярче. Сложно представить, откуда брала она свой жемчуг слов. Невозможно понять, как удавалось ей на четвертушке уместить небо. Почти забытое имя, несколько пафосных статей об “основоположнице верлибра”, немного теплых строк от коллег по цеху, уральская музейная память. И -

Каждое утро  

к земле приближается солнце  
и, привстав на цыпочки,  
кладет лобастую обветренную
голову на горизонт  
и смотрит на нас -  
или печально,  
или восхищенно,  
или торжественно.  
И от его близости земля обретает слово.  
И всякая тварь начинает слагать в звуки  
восхищение души своей.  
А неумеющие звучать  
дымятся синими туманами.  
А солнечные лучи  
начинаются с солнца  
и на лугах оканчиваются травой.  
Но счастливейшие из лучей,  
коснувшись озер,  
принимают образ болотных лягушек,  
животных нежных и хрупких  
и до того безобразных видом своим,  
что вызывают в мыслях живущих  
ломкое благоговение.  
А лягушки и не догадываются,  
что они родня солнцу,  
и только глубоко веруют зорям,  
зорям утренним и вечерним.  
А еще бродят между трав, и осок,  
и болотных лягушек  
человеческие мальчишки.  
И, как всякая поросль людская,  
отличны они от зверей и птиц  
воображением сердца.  
И оттого-то и возникает в пространстве  
между живущим и говорящим  
и безначальная боль,  
и бесконечное восхищение жизнью.

Яна (rain4rain) для сайта OksIng.ru

Поделитесь ссылкой с друзьями и оставьте комментарий - нам интересно знать ваше мнение.

Комментарии   

 
svetlana7777
#1 Ксюшаsvetlana7777 30.05.2012 11:00
Закономерность общества во все времена: "не такая как все", все равно что приговор. Отсюда непонимание и нелестные эпитеты: идиотка, ненормальная... А как же ж иначе? Униженная и оскорбленная? Да нет, напротив, гениальная.
Потрясающая статья, спасибо, получила истинное удовольствие от прочтения!
Цитировать
 

Добавить комментарий


Подписка на обновления

rssПолучайте новости по RSS

Подписаться

 

 

 

mailПолучайте новые материалы на E-mail

Ваш E-mail::

Последние новости

Яндекс.Метрика