• Дом и семья

    Дом и семья

  • В здоровом теле здоровый дух

    В здоровом теле здоровый дух

  • Мастерам и мастерицам

    Мастерам и мастерицам

  • Очевидное и невероятное

    Очевидное и невероятное

  • Праздники и подарки

    Праздники и подарки

  • Дети и родители

    Дети и родители

  • Города и страны

    Города и страны

  • Мода, образ, стиль

    Мода, образ, стиль

  • Танцуют все!

    Танцуют все!

  • Что сегодня на обед?

    Что сегодня на обед?

Главное меню сайта

Последние комментарии

Как научить ребенка выговаривать [ш]: четыре этапа постановки звука [ш]В рассказе В. Драгунского «Заколдованная буква» как нигде четко показаны искажения звука [ш] в речи детей.

Это нарушение звукопроизношения широко распространено среди дошкольников. Но мало кто из родителей подозревает, что этот коварный звук достаточно легко поддается исправлению в домашних условиях, без участия логопеда.

Итак, чаще остальных встречаются следующие замены:

  • звук [ш] заменяется на [с] – шишка – сыска;
  • звук [ш] заменяется на [х] – шишка – хыхка;
  • звук [ш] заменяется на [ф] – шишка – фыфка;
  • а также звук [ш] иногда заменяется на [т] – шишка – тытка.

Причины подобного неправильного произношения могут быть следующими:

  • вялость мышц языка,
  • нарушенный или недоразвитый фонематический слух ребенка,
  • нарушенный прикус.

Процесс постановки, автоматизации и дифференциации звука [ш], как и работа над любым другим звуком, состоит из четырех этапов.

Первый этап постановки звука [ш]

Зачастую ребенок неправильно произносит звук из-за неверного уклада органов артикуляции. Чтобы «поставить» язык, ежедневно нужно делать специальные артикуляционные упражнения (10-15 минут дважды в день), заниматься обязательно перед зеркалом и с хорошим настроением.

Артикуляционные упражнения для постановки звука [ш]

«Рупор». Широкая трубочка губами, это упражнение нужно делать как в статике, так и в динамике. На этапе постановки звука – это единственно правильное положение губ.

«Вкусное варенье». Широким (расслабленным) языком облизать верхнюю губу сверху–вниз, медленно, но ритмично двигаясь от губы за верхние зубы. Для разнообразия можно облизать губы по кругу, делать нужно медленно широким языком.

«Маляр». Движение широкого языка вперед–назад по нёбу, имитация мазков кисти.

«Лошадка». Цокать языком, присасывая его к альвеолам и резко отпуская. Чередовать выполнение упражнения в медленном и быстром темпе.

«Фокус». Упражнение, направленное на выработку правильной воздушной струи. Язык кладется на верхнюю губу в виде «чашечки», а на нос кладут ватку, ребенок выдыхает воздух, если воздушная струя проходит по средней части языка, как и необходимо при произнесении звука [ш], ватка должна улететь.

«Чашечка».Сложное, но самое необходимое упражнение. Нужно научить ребенка удерживать язык в форме «чашечки», сначала «обняв» верхнюю губу, потом верхние зубы, а на заключительном этапе статично держать язык за верхними зубами на альвеолах.

Второй этап постановки звука [ш]

Когда упражнения артикуляционной гимнастики выполняются легко и непринужденно, можно переходить к постановке звука [ш].

Этот звук несложно научить произносить, опираясь на элементарное подражание. Важным моментом является правильное положение губ («Рупор»), зубов (промежуток между ними – около 5 мм), языка (широкий, поднят к альвеолам, а боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам как в упражнении «Чашечка»), а также необходимо следить за правильной воздушной струей, которая должна проходить прямо по языку, а не в щеки.

Если боковые края вялые и не могут примкнуть к зубам как положено, то, скорее всего, придется воспользоваться механическим способом и дополнительным логопедическим массажем. Это может проделать только специалист, поэтому в данном случае без помощи логопеда не обойтись.

Третий этап постановки звука [ш]

Когда звук [ш] стал получаться изолированно, можно приступать к его автоматизации. Этапы автоматизации такие же, как и для всех свистящих и шипящих звуков: от слога к слову, от слова к фразе. Положение губ постепенно меняется на «полуулыбку», поскольку «рупор» мешает плавному артикулированию гласных.

  1. Открытые слоги (ша, шо, шу, ши).
  2. Закрытые слоги (аш, ош, уш, ыш).
  3. Слоги со стечением (ашк, ошт, шку, шты и пр.).
  4. Слова:
  • звук в начале (шар, шорох, шум, шина);
  • звук в середине (кошка, мошка);
  • звук в конце (шалаш, фарш, малыш);
  • слова со стечением согласных (шкурка, штаны, Машка).

Когда этап «слова» освоен, можно переходить к фразам и простым предложениям, кроме этого, будет уместным использовать чистоговорки следующего плана:

ша-ша-ша – шла кукушка не спеша;

шо-шо-шо – нашей кошке хорошо;

ыш-ыш-ыш – громко плачет наш малыш и пр.

Четвертый этап постановки звука [ш]

На четвертом этапе происходит дифференциация звука [ш] со смешиваемыми звуками, такими как [с], [ф], [х], [т], [щ] и др. Для этого достаточно просто обращать внимание ребенка на то, КАК по-разному произносятся эти звуки. В случае если ребенок продолжает произносить звук [ш] неверно, стоит обратиться к специалисту.

Валентина Лебедева специально для сайта oksing.ru


Поделитесь ссылкой с друзьями и оставьте комментарий - нам интересно знать ваше мнение.

Добавить комментарий


Авторизация

Подписка на обновления

rssПолучайте новости по RSS

Подписаться

 

 

 

mailПолучайте новые материалы на E-mail

Ваш E-mail::

Последние новости

Яндекс.Метрика