• Города и страны

    Города и страны

  • Танцуют все!

    Танцуют все!

  • Праздники и подарки

    Праздники и подарки

  • Мода, образ, стиль

    Мода, образ, стиль

  • Дом и семья

    Дом и семья

  • Дети и родители

    Дети и родители

  • Очевидное и невероятное

    Очевидное и невероятное

  • Что сегодня на обед?

    Что сегодня на обед?

  • В здоровом теле здоровый дух

    В здоровом теле здоровый дух

  • Мастерам и мастерицам

    Мастерам и мастерицам

Главное меню сайта

Последние комментарии

постановка звука с, артикуляционная гимнастика для звука сМолодым мамам свойственно умиляться «сюсюканью» малышей, но когда дети достигают младшего дошкольного возраста, это становится проблемой. Родители наблюдают недоразвитие речи у ребенка, но мало кто спешит на консультацию к логопеду, думая, как самостоятельно научить ребенка выговаривать тот или иной звук.

Попробуем разобраться с этим вопросом на конкретном примере достаточно распространенного среди нарушений произношения – на звуке [с].

Звук [с] дети не выговаривают по-разному. Для коррекции в домашних условиях есть вероятность добиться желаемого успеха при следующих нарушениях звукопроизношения свистящего:

  • звук [с] отсутствует в речи;
  • звук [с] заменяется другим звуком, а именно: [ш], [т] или [ф].

В остальных случаях консультация со специалистом обязательна.
Работа над любым проблемным звуком происходит поэтапно. В обычной коррекции, как и в случае постановки звука [с], этапов четыре.

Первый этап постановки звука [с]

Артикуляционные упражнения, которые подготовят речевые органы к правильному положению и четкому звукопроизношению, необходимо делать ежедневно по 15–20 минут на всех этап коррекции перед зеркалом.

Артикуляционные гимнастика для звука [с]

  • «Блинчик». Расслабленный язык лежит на губе, верхняя губа «похлопывает» по языку, ребенок, сопровождая движения, произносит «пя-пя-пя». Желательно чередовать «похлопывания» со статичным удержанием языка на губе, как будто «блинчик» проветривается–отдыхает–загорает (дайте волю фантазии).
  • «Футбол». Расслабленный язык лежит на губе, выдыхаемой струей воздуха нужно сдуть ватку, заранее приготовленную на столе или на листе бумаги с импровизированными воротами. Цель этого упражнения – выработать навык выпускать «правильную» воздушную струю, которая идёт посередине языка, важно избегать привычного надувания щёк.
  • «Чистим зубки». Широким (расслабленным) языком медленно чистим нижние зубы, выполняя полукруг по ним, движение должно быть полным и точным.
  • «Сердитая кошка». Кончик язычка лежит у основания нижних зубов, широкая часть языка поднята и выгнута. Упражнение делать ритмично, расслабляя (опуская) – напрягая (поднимая) язык.
  • «Катушка». Положение языка то же, что в упражнении «сердитая кошка». Нижняя челюсть двигается вперёд-назад, создавая визуальное ощущение перекатывания «катушки».
  • «Прыжки». Упражнение для развития точности движений языка. Широкий кончик языка выполняет ритмичные «перешагивания» через нижние резцы (внутренняя – внешняя сторона).

Второй этап постановки звука [с]

Когда упражнения артикуляционной гимнастики выполняются легко и непринужденно, можно переходить к постановке звука [с]. Механический способ постановки этого звука желательно хотя бы один раз увидеть, а для этого следует сходить на очную консультацию к логопеду, поэтому предлагаю доступный для мам способ «по подражанию».

Для этого понадобятся зеркало и мама, которая правильно произносит этот звук. Показать ребенку, в каком положении находятся губы (широкая улыбка), где расположен язычок (за нижними резцами), его средняя часть приподнята, как в упражнениях «сердитая кошка» и «катушка», а зубы почти сомкнуты. Выдыхая воздух, при правильном положении органов артикуляции, получается произнести ожидаемый звук.

Третий этап постановки звука [с]

Получив изолированный [с], можно приступать к его автоматизации в следующем порядке:

1)    открытые слоги (са, со, су, сы);

2)    закрытые слоги (ас, ос, ус, ыс);

3)    слоги со стечением (аск, ост, ску, сты и пр.);

4)    слова:

  • звук в начале (СОк, САло и пр.);
  • звук в середине (краСАвица, коСУля и пр.);
  • звук в конце (откоC, укуC и пр.);
  • слова со стечением согласных (миика, СТепь и пр.).

Когда слова будут освоены, звук [с] может активно появляться в спонтанной речи. Исправляйте ребенка каждый раз, когда он произносит [с] неправильно. В занятия можно включить специально подобранные предложения с часто встречающимся изучаемым звуком. Например: «Саня везла Соню на санках, а Соня смотрела по сторонам».

Четвертый этап постановки звука [с]

Задача этого этапа научить ребенка не путать в спонтанной речи звуки [с] – [с’], [с] – [з], [с] – [ш]. Для этого достаточно обращать внимание ребенка на верном произношении перечисленных звуков.

Не забывайте о необходимости объяснять малышу значение слов, которые используете на этапе автоматизации и дифференциации. Если поставить звук в домашних условиях не удалось, обратитесь к логопеду, который продемонстрирует вам механический способ постановки свистящего звука.

Валентина Лебедева специально для сайтаoksing.ru


Поделитесь ссылкой с друзьями и оставьте комментарий - нам интересно знать ваше мнение.

Добавить комментарий


Подписка на обновления

rssПолучайте новости по RSS

Подписаться

 

 

 

mailПолучайте новые материалы на E-mail

Ваш E-mail::

Последние новости

Яндекс.Метрика